13 ноября 2010 г.

Pro et contra

Хочу попытаться собрать в одном месте все плюсы и минусы, относящиеся к нашему переезду в Германию.

Это собрание, конечно, не может претендовать на полноту, так как вспомнить и упомянуть все аспекты и нюансы вряд ли получится, но я постараюсь. Интересно будет повторить данную процедуру по прошествии времени и сличить, так сказать, показания;). Итак, сначала то, что нравится, затем то, что мешает жить привычной жизнью.

Плюсы
  • Спокойная обстановка. Несмотря на то, что Мюнхен - третий по размерам город Германии, он никоим образом не похож на мегаполис. Его ещё называют самой большой деревней Европы. Удивительным образом он сочетает в себе тишину со всеми преимуществами большого города. Круглосуточный шум потока машин за окном в Москве, признаться, меня лично изрядно достал. Ну и небольшое количество людей вокруг тоже радует (если не брать 2 недели в году, когда в Мюнхене проводится традиционный Октоберфест - хотя при желании с этими толпами тоже можно разминуться - если не живёшь совсем уж в центре). Нам, например, чтобы попасть в центр города, а именно в его пешеходную часть, нужно проехать две или три остановки на метро (в зависимости от того, на какой станции войдёшь). При этом, хотя мы и застали конец Октоберфеста, на нашей улице этого практически не было заметно. Разве что в конце рабочего дня можно было изредка заметить отдельных жителей Мюнхена, которые, нацепив традиционные кожаные штаны, спешили оторваться на Wiesn (так местные называют Oktoberwiesen - традиционное место празднования Октоберфеста). 
  • Чистота. Тут вcпоминается сразу анекдот про китайца, который приехал в Москву, огляделся вокруг и сказал: - "Хорошо тут у вас - чистенько. И народу немного!". Хотя нельзя не признать, что в последние годы московские дворы, благодаря гастарбайтерам из бывших республик Средней Азии, стали значительно чище. Во внутреннем дворе нашего дома в Мюнхене постоянно копошится дворник-негр. Сначала я думал, что он трудоголик, но однажды утром, выглянув в окно, я с изумлением заметил, что их (дворников-негров) двое. Просто они работают по очереди.=)Чистый воздух и вода. Близость гор, наверное, сказывается. Хотя за экологию немцы борются, как сумасшедшие - одна недавняя история с поездом с ядерными отходами чего стоит. Прямо в центре Мюнхена, в реке Изар, в кристально прозрачной воде плавает форель каких-то неприличных размеров. Даже страшновато будет купаться в тёплое время года - а ну как вцепится такая! ;)
  • Медицинское обслуживание. Каждый, кто сталкивался с медициной в России, знает, что это некая разновидность лотереи - если повезёт - вылечат или выздоровеешь сам, а не повезёт - залечат насмерть. В Германии, благодаря отличному техническому оснащению клиник, даже ничем не выдающиеся врачи прекрасно справляются со своей работой. Ну и ещё один фактор играет здесь роль - купить оценки на экзамене, а тем более диплом врача здесь невозможно.
  • Безопасность на дорогах. Про манеру вождения в Германии я уже писал. Не пропустить пешехода на переходе считается очень грубым нарушением ПДД, а если Вы, не дай Бог, и вовсе заденете на нём кого-нибудь, то посадят, как пить дать.
  • Преступность. В Мюнхене, как и в Баварии в целом, самый низкий уровень преступности. С Россией даже сравнивать не хочу. Чувствуешь себя в безопасности. 
  • Расположение. Центр Европы, как не крути, и этим всё сказано. В любой крупный европейский город можно или недорого долететь бюджетными авиаперевозчиками за час-два-три, или доехать на поезде. И да, естественно, визы внутри Шенгенского союза не нужны.
  • Развитый общественный транспорт - очень чистый, удобный и предсказуемый (но недешевый, об этом в минусах), можно при желании обойтись без машины (при наличии ребёнка это уже сложнее). Подавляющее большинство станций метро, S-Bahn и железнодорожные вокзалы оборудованы лифтами для инвалидов, пассажиров с колясками и багажом. Никаких турникетов и контролеров при входе в метро - просто компостер, который проставляет время входа. И очень высокие штрафы за безбилетный проезд, которые при каждом последующем нарушении вырастают в геометрической прогрессии.
  • Близость гор. Теперь съездить покататься на горных лыжах для нас - вопрос наличия свободного времени, снега и желания. За час-другой на машине можно домчаться до десятков горнолыжных курортов Германии, Австрии и Швейцарии, а при желании и Италии с Францией.
  • Близость скал. То же, что и с горами, плюс близко Чехия, да и до Словении с Хорватией на машине часов пять. Плюс в 15 минутах ходьбы от дома расположен самый большой в мире боулдеринговый зал, где есть все условия для скалолазных тренировок, и не только, в том числе даже пеленальный столик(!).
  • Море тоже не слишком далеко. Можно вполне доехать на машине за разумное время. Ведь "на небе только и разговоров, что о море и о закате..." ©
Минусы
  • Родственники и друзья теперь дальше от нас. 2-3 часа лёта до Москвы, это, конечно, не много, но всё же... (Тут Анюта хочет вставить свои пять копеек - с некоторыми друзьями и подругами мы с момента переезда в Германию стали общаться (через Скайп) в разы больше=))
  • Государственный язык - немецкий, со всеми вытекающими (даже в кино получить максимальное удовольствие в ближайшие пару лет не получится). Плюс наличие огромного количества его диалектов.
  • Отсутствие некоторых привычных продуктов и товаров. Тут необходимо сделать оговорку - для тех, кто не представляет себе жизни без палёной водки, воблы, ирисок, Жигулёвского пива, шпрот и прочих семечек существуют так называемые "русские магазины" с огромным выбором товаров из стран СНГ.
  • Необходимость сортировать мусор. Если жить совсем по правилам, то мусор нужно выбрасывать в большое количество разных контейнеров:
    • биомусор, то есть всяческие очистки от овощей и фруктов, не подвергавшиеся термообработке (из него производят метан) и т.п.
    • бумага и картон
    • белое стекло
    • зелёное стекло
    • коричневое стекло
    • жесть, банки, крышки
    • пластик
    • батарейки
    • одежда (которую еще можно носить) - её, по всей видимости, раздают бомжам или отсылают в менее благополучные страны
    • обувь (которую еще можно носить - на баках убедительная просьба выбрасывать только парную обувь, предварительно уложив в пакет)
    • весь остальной мусор (у нас внизу возле дома только три бака - для бумаги, био- и остального мусора). Остальные баки минуты 3-4 ходьбы от дома. Батарейки можно выбросить в магазине. Но! Практически все бутылки, как пластиковые, так и стеклянные, можно сдать в магазине. Причём денег за них дают нормально - от 8 до 25 центов. Суешь, к примеру, 8 бутылок по 2 литра из под воды в специальный автомат при входе в магазин (я сначала недоумевал, почему нигде нет в продаже воды в привычной таре по 5 литров. Оказывается, она просто в автомат по приёму тары не помещается), и он тебе тебе выдаёт чек на 2 евро. Хочешь, расплачивайся за покупки, хочешь, обналичивай на кассе.
  • Необходимость экономить электричество, воду и газ (у нас отопление и нагрев воды работают на газе). После России, с её практически бесплатными коммунальными услугами, это напрягает. Отчасти нас лично в плане отопления спасает то, что наша квартира расположена в так называемом "Altbau", т.е. доме старой постройки с толстыми стенами (~70 см) и при этом относительно невысокими (2,75) потолками.
  • Проблема с парковками. В отличие от Москвы,припарковаться в неположенном месте, а тем более на тротуаре, в Мюнхене нельзя. Точнее можно, но машину эвакуируют, и придётся оплачивать эвакуатор плюс немаленький штраф. Подавляющее большинство остальных парковок платные. Жители района платят фиксированную сумму за год (30 евро) за право парковки в своём районе.
  • Дороговизна общественного транспорта. Если нет необходимости пользоваться им каждый день, и не покупать проездной на длительный период, то одна поездка на общественном транспорте может стоить (в зависимости от расстояния, наличия пересадок, количества зон и т.п.) 1,20-2,40-4,80 Евро и так далее.. Проезд до аэропорта на S-Bahn, например, (примерно 40 минут пути) стоит 9,60.
  • Чуть не забыл - магазины, не работающие по воскресеньям! По началу нас это заставало врасплох. Теперь пообвыклись, стараемся всё необходимое купить заранее. Выход, как всегда есть - на вокзале магазин работает и в воскресенье. 
  • Немного раздражает, особенно поначалу, то, что на пешеходных переходах все послушно стоят на красный, даже если машин нет в прямой видимости. С другой стороны, начинаем привыкать, что когда мы едем на машине, и пешеходам красный, никто не норовит броситьтся под колёса.

Вот, вроде и всё, о чём вспомнил навскидку. Мог наверняка что-то упустить, ну и чёрт с ним. В другой раз.

0 комментариев:

Отправить комментарий